13 января — День Российской печати. Это всегда повод для разговора. А в последние годы – особенно.  В Пугачеве всю печатную и интернет-журналистику можно разделить на несколько типов.

34567

К первому относятся редакторы и журналисты, которые более или менее отбирают материал перед публикацией, отличаются нестандартной подачей материала. Их единицы. Второй тип – откровенные халтурщики, работают кое-как, лишь бы закрыть печатную площадь. Представители  таких изданий себя особо не утруждают. Они даже не редактируют, а просто перепечатывают информацию, которую им присылают детские сады, школы, библиотеки, патриотические клубы и социальные службы. Существует еще третий тип: пишу, что вижу. Это простительно всяким блогерам, что ищут любой повод отметиться в информационном поле. Но журналисту с вроде как большим опытом работы, скажем, в муниципальном издании, выдавать на аудиторию что-то типа: “Пять утра. Иду на ферму. Шесть часов тридцать минут. Подхожу к корове…” – унизительно и стыдно.  

Понятно, что быть журналистом в провинции дело непростое. Это не областной центр, где каждый день богат на события. Тем не менее, вовсе не значит, что нужно играть по правилам скупой на события периферийной повседневности. Все зависит от таланта и желания, умения находить  сложное в простом. А в первую очередь от учителей, наставников, которые могут поделиться опытом и мастерством. Таких в Пугачеве, к сожалению, уже нет.

Последним настоящим мастером пера в нашем городе был Г.Н. Аристов. Именно благодаря его человеческим и профессиональным качествам – стремлению к справедливости, чувству гражданского долга, вере в силу слова – была создана первая в районе независимая газета “Провинциальная жизнь”, а спустя несколько лет “Пугачевское время”. Георгий Николаевич являл собой пример журналиста с большой буквы, неравнодушного к проблемам своих земляков, знатока и летописца истории родного края.  Он всегда считал, что  ответственность, внутренний цензор не являются сами по себе. Что это результат воспитания, опыта, нравственной силы, заложенной старшими и мудрыми людьми. Его учителем был другой метр пугачевской журналистики В.Д. Ушмакин.

– Без преемственности традиций, без главного закона – говорить правду – нечего и думать о популярности издания. Вместо того чтобы улучшать газеты, кое – кто занимается подлогом, сказочно завышает тиражи. Это тупиковый путь. Он непременно закончится крахом издания. Кризис ускорит процесс. Он отсеет лишнее, – говорил Г.Н. Аристов.

Два года как Георгия Николаевича нет с нами, но его слова оказываются пророческими. Подписка на муниципальное издание “Новое Заволжье” в первом полугодии 2019 года со скрипом перевалила барьер в две тысячи экземпляров. По словам жителей, скучное и неинтересное издание навязывают, используя административный ресурс. Бюджетники недовольны и говорят, что не будут доставать “районку” из почтовых ящиков. Учредителем газеты является районная власть, и это все объясняет. 

«Провинциальная жизнь» давно превратилась в “ссылку” для бывших сотрудников «Нового Заволжья». Там они доживают свой профессиональный век. Пытаются обострять тематику публикаций, но, в силу ориентаций и установок, приобретенных за годы работы в муниципальном издании, они так и не приобрели, свойственной свободной печати четкости суждений и смелости. Вполне вероятно, что скоро мы увидим иные, меньшие цифры тиража “Провинциальной жизни”. Газета набрала в первом полугодии чуть больше 700 подписчиков, в отличии от прошлогодней тысячи, и держать нарисованный тираж в две с половиной тысячи экземпляров, будет все сложнее.

Не обошел стороной кризис и газету “Пугачевское время”. Ежегодные повышения цен на печать, бумагу, доставку газеты, почтовые услуги, аренду и т.д. по идее должно компенсироваться увеличением цены на газету. Однако, руководство издания понимает, что при таком раскладе “Пугачевское время” станет не по карману большинству читателей, поэтому держит старые цены себе в убыток. Понятно, что такое положение вещей не может продолжаться до бесконечности. Но, о плохом думать не хочется. 

Журналистика измельчала, стала падкой на страшилки и гадости. Посмотрите на заголовки самых признанных областных информагентств и сетевых изданий: “Пенсионера осудили за педофилию”, “Изнасилование девочки на арбузном поле”, “Два саратовца украли из секс-шопа интимные принадлежности”, “Посетитель в магазине справил нужду прямо на товар”…  И подобным “новостям” несть числа. Хуже всего, что они востребованы. Не авторы поднимают читателей на более высокий моральный и нравственный уровень, а опускаются сами до выгребной ямы. Рынок рынком, но всему есть предел. Тут поневоле задумаешься, а так ли плоха цензура?

Говорят, что за каждым падением следует взлет. Если закон качелей в действительности работает, то журналистика отряхнется от хлама. Только вначале должно выздороветь общество, а это уже задача государства.

С. Аристов