В гостях у «Пугачевского времени» популярная певица, одна из самых заметных исполнительниц в жанре лирического шансона, красивая и обаятельная женщина Марина Александрова.
– Марина, считаете ли Вы, что нельзя прощать человеку того, чего бы Вы никогда не простили себе?
– Оправдывая себя за какой-то неблаговидный поступок, обычно говорят, что обстоятельства сложились не так, как нужно. Я считаю, что эти обстоятельства навязываются нам людьми. Исключите из окружения тех людей, которые могут вынудить вас на подобные действия, и тогда вам никогда не будет мучительно больно за то, что сделали. Если человек показал себя с некрасивой стороны, я просто вычеркиваю его из своей жизни. Но перед этим анализирую поступок, стараюсь проявить великодушие, оправдываю. И уже если не нахожу убедительных оснований для оправдания, – принимаю решение.
– Ради чего или ради кого Вы могли бы кардинально поменять жизнь?
– Поменять свою жизнь – перестать быть собой в какой-то степени. Я не из тех, кто любит перемены. Самое дорогое, что у меня есть в жизни, это мои близкие, родные люди, моя семья. Я уверена, что, зная меня, никто из них не станет меня ломать ни при каких обстоятельствах.
– В одном из интервью Вы сказали, что Любовь Успенская если не Ваш идеал, то по меньшей мере певица, которая своим творчеством оказала на Вас определенное влияние. При всем моем уважении к «королеве шансона» в ее манере исполнения, на мой взгляд, есть элементы развязности, базарности, что ли. У Вас все с точностью наоборот – интеллигентность и такт. То же самое у Анатолия Могилевского. Даже блатные песни он подает с чувством собственного достоинства. В связи с этим вопрос. Это от воспитания или от места жительства? Ведь и Вы, и Могилевский из Риги – островка западной цивилизации бывшего СССР.
– Да, Успенская оказала на меня влияние. Что-то похожее есть в манере, но двух одинаковых манер быть не может так же, как и не может быть двух одинаковых людей. Я не стану обсуждать постановку вопроса, Вы вправе иметь своё мнение на этот счет. Думаю, что, скорее всего, это от воспитания. Моя семья уехала из Риги после моего рождения, когда мне исполнился 1 месяц. В любом случае внутреннее «я» проявится во всем и в манере, и в поведении, и в выборе репертуара.
– Многие известные исполнители на пути к славе прошли через работу в ресторане. У Вас тоже был такой опыт, что он Вам дал? С каким багажом Вы ушли с кабацкой эстрады?
– Я не считаю зазорной работать в ресторане в принципе. Я люблю ресторан. Я провела там очень много времени. Когда люди приходят на твой концерт, это твои зрители. Они знают и любят твои песни. Ты примерно представляешь, какой прием тебе «уготован». Когда ты поешь для людей, которые пришли поесть и пообщаться – это другое. Попробуй своим выступлением отвлечь их от основной их цели, заинтересовать. Это другая, более сложная задача. Ресторан – это вокальная школа и психологическая школа, это опыт. Опыт исполнительский, опыт общения с людьми. Я не ушла из ресторана. Я с удовольствием работаю там и сейчас. Я не очень люблю ездить на гастроли. Туры, поездки, особенно длительные – это не для меня. Я работаю в основном в Москве и поблизости. Поскольку часто устраивать сольные концерты в одном городе нецелесообразно – я работаю на корпоративах, свадьбах и юбилеях. В Вашем вопросе чувствуется негативный оттенок, но ресторан ресторану рознь. В конце концов не место красит человека, а наоборот.
– Рано или поздно любой творческий человек начинает вариться в собственном соку. Выбраться из застоя может не каждый. Что помогает Вам или заставляет расти, развиваться в творческом плане?
– По натуре я очень коммуникабельный человек. Общение – это то, что не дает впасть в ступор, хотя и отнимает много времени и главное – эмоций. Время, которое нормальные люди отводят на сон, я посвящаю ответам на вопросы ко мне в социальных сетях. Этакий «синдром отличницы». Ну, должна всем ответить, и все тут! Может быть, я себя переоцениваю и когда-нибудь настанет момент застоя. Я не зарекаюсь, но пока возможностей для развития предостаточно. Что касается стимулов, то, по-моему, тут все просто – предела совершенству нет.
– Если тема не табу, пожалуйста, несколько слов о своей семье.
– Моя семья – это мама, дочь, муж и мои собачки. Дочь у меня от первого брака, который официально продлился три года. Правда, потом я еще давала шансы нашей семье, мы сходились несколько раз в течение 3-4х лет после развода, но уже без надежды на успех, а для того, чтобы убедиться, что я сделала все для спасения семьи. Первый муж был абсолютно несемейным человеком, несмотря на то, что любовь была. Ему постоянно была необходима смена обстановки, он, в отличие от меня, обожал дорогу и… алкоголь. Это сейчас я бы, взвесив все моменты, не позволила отношениям зайти далеко, так как они изначально были обречены. Но в 18 лет об этом не задумываешься. Через несколько лет после нашего окончательного разрыва он погиб при невыясненных обстоятельствах. Зато у меня есть дочь, причем сейчас она уже совсем взрослая, студентка 3-го курса Академии Туризма.
Со вторым мужем мы сошлись, будучи уже оба зрелыми людьми. Если бы не интернет, мы бы, видимо, вряд ли разглядели друг друга. Я благодарна судьбе, что она дала мне познать на собственном опыте, что такое «счастливый брак». В день 5-летия нашего знакомства мы поженились. Брак у нас гостевой – нам так удобнее обоим. Как будет дальше – загадывать не берусь.
Моя мама – настоящая жена, мать для детей и бабушка для внуков. Вырастила не только своих четверых детей, но и, как минимум, двух внучек: мою дочку и дочку средней сестры. Мама никогда не жила для себя. В детстве я думала, что у нас главный в семье папа со своим командирским тембром и нахмуренными бровями, он всегда хотел казаться строгим. Когда я повзрослела, то я поняла, что главная у нас мама, она очень сильная женщина, с огромной силой духа и железным несгибаемым стержнем внутри, которой по плечу все проблемы. Мои родители прожили душа в душу почти до золотой свадьбы. К сожалению, папа не дожил до этого момента, в 2004-м году его не стало, не справился с болезнью…
Еще у меня два йоркширкских терьера: Моника и Марик. Обожаю с ними возиться. Они очень любят меня и считают меня своей мамой.
– Говорят, что выпускать альбомы сегодня невыгодное дело. Затраты не отбиваются с продаж. У Вас свой сайт. На нем можно послушать Ваши песни. Но Вы продолжаете выпускать альбомы. Зачем?
– Я выпускаю альбомы не для того, чтобы зарабатывать на этом деньги. Этот бизнес сейчас умирает. Может, потому, что появился вездесущий интернет, может, по другим причинам, но диски продаются не так, как раньше. Многие музыканты не выкладывают бесплатно песни в интернет, не дают инструментальные фонограммы для распространения. Я никого не осуждаю, но уверена, что песня должна жить. Поэтому после выпуска альбома стараюсь выкладывать песни и минусовки к ним. Люди хотят петь? Пусть поют! Зачем запрещать им это делать? То, что я вкладываю в производство песен и дисков свои деньги – это мое дело. Я всегда говорю: музыкант – это диагноз, певец – это не тот, кто может петь, это тот, кто не может не петь. Я хочу жить в этом, думать, творить, быть в поиске, в процессе, – вот мой главный мотив, вот для чего я выпускаю альбомы. К тому же, выпуск альбома – это своеобразный отчет о проделанной работе, итог определенного этапа в творчестве.
– Не могу не спросить о Вашем творческом союзе с Александром Домогаровым. Почему он? Какими качествами должен обладать исполнитель – мужчина, чтобы петь с Вами дуэтом?
– Мы дружим давно. Сначала записали дуэт, затем Саша снялся в моем клипе «Возьми меня замуж», а потом появилась идея сделать альбом на двоих. Мне нравится его тембр, он узнаваемый, грудной, яркий, я люблю такие выраженные обертона в голосах. Кроме этого, Александр харизматичен, артистичен, обладает сильной энергетикой, в общем, работать с ним очень интересно. Правда, специфика его работы – бесконечные съемки, спектакли и гастроли – не позволяют нам работать быстрее, чем хотелось бы. Он с трудом выкраивает время на запись песен. Кстати, это еще одна причина, по которой мы работаем вместе. Всю организационную работу по выбору песен, тональностей, созданию аранжировок и собственно их производству я возложила на себя. Саша просто физически не смог бы заниматься этим. В общем, если еще кто-то из поющих Народных артистов России, любимых людьми, обладающих высоким ростом (не ниже180 см) и интересной внешностью, захочет спеть со мной дуэтом, – пусть напишут мне на электронный адрес! (Шучу). Чтобы спеть со мной дуэтом, надо со мной как минимум дружить. Иметь человеческий контакт. Это самое главное.
– Вы уже строите планы о будущем дочери? Каким Вы его себе представляете?
– Дочь уже в том возрасте, когда она сама строит свои планы, а иногда и мои. Мне хочется, чтобы она реализовала себя как женщина, попросту говоря, была счастлива в семейной жизни, а чем она при этом будет заниматься, не столь важно. Главное, чтобы профессия была, чтобы она могла рассчитывать на себя. Пока она не может четко сформулировать, кем хочет стать. Несмотря на то, что учится в Академии Туризма, ее кидает в разные «жанры»: от ветеринара до компьютерщика. Посмотрим, что будет дальше.
– Считаете ли вы себя мудрой женщиной?
– Считаю, и не только я. Безбашенной девочкой, которая кидается в омут с головой или совершает необдуманные поступки, я никогда не была. Мудрость – это не характер, это умение нарабатывать опыт и реализовывать его в разных сложных ситуациях, умение выходить достойно из этих непростых ситуаций, умение использовать накопленное с наибольшим коэффициентом полезного действия, если Вы мне позволите это выражение.
– Когда Вам комфортней: поздней осенью или ранней весной? Как Вы относитесь к одиночеству?
– Конечно, ранней весной. Вообще осень не люблю. Странный Пушкин, иногда думала я, как можно любить «пышное природы увяданье»? Как можно любить то, что вянет, угасает, умирает? Другое дело – весна. Пробуждение, все бурлит, скворчит, отходит от спячки, все живое радуется! Радуется жизни! Новой. Обновленной. Как можно смерть любить больше, чем жизнь? Мне этого не понять…
К одиночеству отношусь философски. Как говорят мудрые японцы: хочешь быть готовым к жизни, – готовься к одиночеству. Нет ничего страшнее одиночества. Если ты готов даже к нему, – ты готов ко всему. Мне кажется, если ты живешь правильно, то одиночество тебе не грозит. Речь идет, конечно, о глобальном одиночестве. Когда не к кому обратиться за помощью, некому выговориться или просто посоветоваться. Даже в наш век разносторонней и всеобъемлющей коммуникации такое возможно. А так я люблю посидеть одна, как раньше говорили, с книгой, а сейчас говорят – с компьютером и телевизором.
– Что Марина Александрова на сегодняшний день хочет от жизни?
– Я пока не спела свою главную песню, я в поиске. Хочу, чтобы все оставалось так, как есть. Чтобы у меня была возможность работать, заниматься своим любимым делом. Хочется найти свой хит, и лучше – не один!
Вопросы задавал С. Аристов