Каждый день Фарида Мустафина начинается с утреннего намаза. Фарид — имам пугачевской мечети.

Он родился в религиозной семье, в городе Чарджоу. Это Туркменистан. Республика исстари многонациональная: туркмены, таджики, русские. Есть и татары. Немного, правда. Но кто в те времена обращал внимание на национальность? Говорили об исторической общности людей – советском народе.

Социалистическая идеология плохо относилась к религии, поэтому, чтобы не навлечь гнев чиновников от управления, люди не выносили молитву за стены домов. Мечети в Чарджоу не было. Вера была тайной семьи.

Когда Фариду исполнилось пять лет, мама начала учить сына арабской письменности. К семи годам мальчик читал Коран, священную книгу, вместившую в себя мудрость мира.

Юноша окончил среднюю школу, поступил в ашхабадский сельскохозяйственный институт, через пять лет получил диплом и вернулся в родной Чарджоу. Там было профильное профтехучилище, куда Фарид Мустафин и устроился на работу.

В 23 года он увидел свою невесту. Раиса была студенткой медицинского училища, родом из города Пугачева, неведомого и далекого. Вскоре состоялась свадьба.

В семье Мустафиных родилось трое детей. Они росли: время всегда идет незаметно. Вот и младшему, Рамилю, исполнилось пятнадцать. Эта дата запомнилась, потому что именно тогда сын сообщил родителям, что хочет стать священнослужителем.

Отец поддержал сына и повез его в Уфу, в медресе. Все сложилось благополучно. Равиль стал слушателем духовной школы, наступила пора прощания.

Родители всегда заботятся о детях, лелеют, пестуют, предостерегают от зла. В Уфе Фарид Мустафин не находил покоя. Если он уедет, что будет с его мальчиком? Чужой город, незнакомые люди, а Рамиль еще такой неопытный…

Отец не уехал в Чарджоу. Он остался в Уфе с сыном и был настолько близко, настолько рядом, что, сам не ожидая, начал посещать духовную школу, увлекся, стал слушателем.

Спустя два с половиной года отец и сын вернулись домой.

В Чарджоу за это время построили мечеть. Мустафин – старший стал в ней имамом, а Рамиль, теперь уже самостоятельно, отправился в Казань, чтобы получить высшее духовное образование.

Священнослужителем стал и старший сын. Он пошел по стопам отца и брата. После светского техникума окончил медресе в Уфе, а потом уехал в Казань.

Родители скучали по своим мальчикам. Они часто навещали сыновей и, естественно, везли домашнюю еду, чтобы побаловать, подкормить родных чад.

Это в период СССР никто никаких границ не знал. Потом был парад суверенитетов, появились таможни, досмотр багажа, визы. Однажды на туркменской границе Мустафиных – старших задержали. Под каким – то предлогом у них «конфисковали» съестные припасы, так что родители приехали к сыновьям с пустыми руками. Потом это повторилось еще раз, потом еще…

На семейном совете супруги решили переехать на родину Раисы — в Пугачев. Во-первых, до Казани – рукой подать, во-вторых, никаких границ и «беспредела». К тому времени пугачевский имам Зуфар Гараев собирался менять место жительства. Он многое сделал для местной мусульманской общины, открыл в 1992 году мечеть, оставил о себе добрую память и передал приход Фариду Мустафину. Старый священник, который еще при Советах пострадал за веру, знал, что новый имам, крепкий в вере, продолжит и преумножит его дело.

Здание мусульманского храма в Пугачеве в разные годы власти использовали под разные цели. Долгое время здесь был клуб. Восстановить мечеть в первозданном обличье, обогатить внутреннее убранство невозможно за два – три года. Нужны старания и труд. Их и принял на себя Фарид Мустафин. Теперь пугачевская мечеть – одна из лучших в Заволжье.

Имам оборудовал классы для всех, кто желает обучаться «Основам ислама». Занятия – два раза в неделю. Их проводит Рамиль, младший сын имама. Как – то так получается, что по жизни они всегда вместе. Впрочем, и старший сын рядом. Он — имам в Ивантеевском районе.

Фарид Мустафин просвещает и дает веру своим прихожанам. Об исламе в Пугачеве знают мало, а кто читал Коран или богословские книги – единицы. От невежества идет неверное представление о самой молодой религии мира, ее насильственном распространении и агрессивности. Ислам, как любая религия, служит добру и идет с добром. В исламе имеется ясное назидание: «В религии нет принуждения». Поэтому ислам считает, что вопрос о вере и неверии — дело, связанное в основном с волей самого человека и его внутренним убеждением: «Тот, кто желает, уверует (в Аллаха), а кто не желает, пусть не верует». Фарид Мустафин огораживает прихожан от сектантских течений, зла.

 

22 августа имаму пугачевской мечети исполнилось 60 лет. В этот день его поздравляли не только родные и близкие люди, но и все прихожане. В молельном зале был накрыт большой стол с угощениями. Сам имам вознес хвалу Аллаху за все, что Он дал ему в жизни, за своих детей и внуков.

Если сыновья имама посвятили себя служению Всевышнему, то дочь Рузалия живет светской жизнью. Она окончила Поволжскую академию государственной службы. Вместе с мужем живет в Новосибирске. На юбилей отца Рузалия приехала с девятимесячной дочкой Аделией.

Несколько лет назад Фарид Мустафин совершил хажд — паломничество в Мекку. Это высшая степень благочестия.

И. Мнекина

На снимке: (вверху)Фарид хаджи Мустафин; (внизу) мечеть

Вам на заметку:

Из-за полного не соответствия российских дорог мировым стандартам, а проще говоря, из-за того, что дороги в России отсутствуют, часто на трескаются и ломаются лобовые стекла. К примеру, лобовое стекло на Toyota Hilux Surf стоит от 2000р. Это довольно сильно бьет по карману.