На вопросы депутата Собрания Пугачевского муниципального района Саратовской области Ольги Лубковой отвечает депутат Государственной Думы Вера Анатольевна Ганзя.

5432
В. Ганзя

– Вера Анатольевна, Правительство страны одобрило проект федерального бюджета на 2021-2023 годы, Государственная Дума с одобрением провела первое чтение. Дотации субъектам сокращены практически по каждой статье. Разрыв между потребностями регионов и выделяемыми средствами в некоторых случаях достигает 90%. Получается, несмотря на рост задолженности российских регионов, спасать их никто не будет. Ничего похожего на анонсированный президентом “выход из кризиса” нет в помине. Как выживать?

– Объем общих межбюджетных трансфертов в следующем году составит 2,85 трл. рублей. Если сравнивать с текущим годом, то получим снижение более, чем на 600 млрд. рублей. Внутренний государственный долг регионов составил на 1 октября 2020 года 2,18 трл. рублей, причем, с начала года он увеличился на 65 млрд. В 32 регионах госдолг составляет более 50% от собственных доходов, из них в 22 регионах- более 70%. Государственный долг муниципалитетов- 367,7 млрд. рублей, и он растет не только с каждым годом, но и с каждым месяцем. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности составит в 2021 году 717,9 млрд. руб. Как видите, эта сумма не решит проблем ни регионов, ни, тем более, муниципалитетов. Это совершенно безответственная политика государства по отношению к регионам. Перекос налоговых поступлений в сторону федерального бюджета обескровил бюджеты регионов. Кроме того, руководство страны постоянно добавляет регионам новые полномочия, не обеспечивая их финансированием. Наиболее сложное положение складывается в крупных городах. Именно они являются донорами региональных бюджетов. И именно у них выгребают львиную долю налоговых поступлений, практически ничего не оставляя на собственное развитие. Вот Вы спрашиваете, как выживать? Правительство предлагает наращивать дефицит бюджетов и увеличивать госдолг. Для этого с 2021 года сняты все пороговые ограничения. Эту политику можно охарактеризовать словами: «После нас- хоть потоп». Как регионы, имея и без того внушительный долг, будут его наращивать? Из каких средств его отдавать? В шоколаде в этой ситуации будут только банки с их грабительскими процентами. Имея громадные запасы денег в ФНБ вгонять регионы в такие долги – верх безумия. Впрочем, умным и эффективным управлением последние 20 лет наша власть не отличается.

– Расходы на здравоохранение продолжат снижаться. В этом году они составляли 3,8% от ВВП, в следующем – 3,2% ВВП, а к 2023 году – уже 2,9%. Сколько ни говорили об ужасающем состоянии медицинской системы, все оказалось без толку. Кому выгодно такое положение вещей?

– Прежде всего, это выгодно крупному капиталу. Бесплатная медицинская помощь для него большая кость в горле. Можно отказаться от покупки каких- то вещей, можно даже как- то обойтись без самого необходимого, но от лечения болезни отказаться невозможно. Поэтому шаг за шагом правительство вытравливает из нас даже саму мысль о бесплатном здравоохранении. Оно было великим завоеванием социалистической эпохи. Теперь его просто добивают.

– Ситуация с пандемией коронавируса в стране близка к критической. Особенно в регионах. Койко-мест не хватает, очереди в поликлиниках, отсутствие необходимых лекарственных препаратов в аптеках. Вы вносили предложение увеличить количество томографов в больницах, чтобы улучшить качество обслуживания жителей районов. Что Вам ответили?

– В стране сложилась катастрофическая ситуация. Действительно, не хватает мест в больницах, не хватает врачей, скорая помощь не справляется. Зато в наличии есть штаб борьбы с пандемией. Чем он занимался в летние месяцы? Почему не подготовили мобильные ковидные госпитали? Люди часами сидят в приемных покоях, ожидая своей очереди на госпитализацию и теряя последние силы. Больничные коридоры стали одной большой палатой. Люди лежат на стульях, на каталках, где угодно, только бы не отправили с пневмонией в неизвестность. Диагноз вовремя не устанавливается, теряется драгоценное время, когда пневмония с трудом поддается лечению. Особый вопрос к обеспечению лекарствами. Люди ходят по аптекам в надежде найти выписанный врачом препарат. Но лекарств нет! Нет мест в больницах, нет антибиотиков, и больные вынуждены лечить пневмонию в домашних условиях аскорбинкой. Это до чего нужно довести здравоохранение, чтобы получить такой коллапс. Дооптимизировались. Руководство страны во главе с президентом должны отвечать за каждую жизнь. Не вирус виноват в смерти человека, а бездарная и откровенно антинародная политика власти. Вот пример. С 1 октября введен в действие закон о маркировке продукции, в том числе и лекарственных препаратов. С одной стороны, этот закон должен защитить нас от контрафакта. Нетрудно представить, что будет, если больной вместо лекарства принимает, например, обыкновенный мел. Но эта система, как всегда, оказалась не готова и просто зависла. В результате получилось так, что лекарства есть, но купить их нельзя, причем, висела эта система более двух недель. Это вызвало ажиотажный спрос, и все лекарства в течение нескольких дней были сметены из аптек. Мы сразу начали требовать приостановить действие закона о маркировке лекарств до лучших времен. Но наша чудовищная, неповоротливая бюрократическая государственная машина не отреагировала своевременно. Это что за вертикаль власти создал наш президент, если никто не может быстро принять необходимое оперативное решение? Ко многим проблемам добавляется тотальная ложь. Я уверена, что статистика искусственно занижается. Чтобы народ не пугать, и чтобы медицинским работникам поменьше платить. Есть и еще одна проблемаЧтобы установить точный диагноз, нужна компьютерная томография. Но томографов нет! Точнее, они есть только в областных центрах. И очередь там в среднем более двух – трёх недель. За это время от легких уже ничего не останется. Особенно тяжелая ситуация складывается в сельских районах. Поэтому я потребовала, чтобы нашли возможность обеспечить томографами хотя бы межрайонные центры, т.е. по одному томографу на несколько районов, находящихся в ближайшей транспортной доступности друг от друга. А вот ответ меня просто изумил. Я уже перестала удивляться цинизму власти, но в данном случае они превзошли себя. Они ответили, что томографы очень дорогие, а в районных центрах они потом будут простаивать, полной загрузки у них, видите ли, не будет! И еще один их аргумент- ни в одной стране мира нет томографов в районных центрах. Так и ни в одной стране мира не надо добираться на томографию до областного центра за тысячу километров. В Бюджет 2021 года мы совместно с О.Н. Алимовой вносим поправку об увеличении федерального финансирования в программу «Развитие здравоохранения» на приобретение томографов в сельские районы.

– В одном из интервью Вы сказали, что у населения появилась усталость и от „Единой России“, и от КПРФ, и от ЛДПР, и от „Справедливой России“, и от Путина. В Штатах более века действует двухпартийная система и никто не устает. Что у нас не так?

– В Штатах лидеры меняются. У нас они одни и те же на протяжении десятков лет. Система не меняется, жизнь лучше не становится, а мощной и жесткой оппозиции к этой власти нет. Поэтому люди перестают верить абсолютно всем, не ходят на выборы, чем еще больше укрепляют правящую партию, президента и правительство.

– Вы как-то высказались, что нынешняя Госдума антинародная. “Она приняла огромное количество антинародных законов — одно повышение пенсионного возраста чего стоит. Такая Дума не имеет права на существование. Большинство депутатов как болванчики: встали, сели. Ее давно надо было распустить” – цитата. Мы с Вами понимаем, что это естественно при большинстве “Единой России”, как в этой ситуации сохранить доверие своих избирателей и продолжать решать их насущные проблемы?

– Сохранить доверие избирателей в наше время сложно. Люди могут доверять лишь тому, кто имеет твердую гражданскую позицию, не гнется и не ломается. А, главное, не продается и не идет во власть ради собственного кармана. Конечно, нужно добиваться выполнения государством всех социальных гарантий гражданам. Я не могу сказать, что мы всего добиваемся, но и немало проблем решаем. Если настойчиво бить в одну точку, результат обязательно будет. И таких точек у нас немало.

– Счетная палаты выявила, что почти четверть Фонда национального благосостояния вложена в неликвидные активы и навсегда потеряна в качестве резервов. Получается, когда фракция КПРФ в Госдуме просит проиндексировать пенсии работающим пенсионерам, а ей отвечают, что денег нет, вас не обманывают?

– Вообще бюджет на 2021 год принимается с дефицитом 2,75 трл рублей. В последующие 2 года планируется его снижение. Потому что рост экономики должен составить, по мнению руководства страны, 3%. Этопочти общемировой уровень. Откуда возьмут такой процент – совершенно непонятно. Ресурсы для этого представлены весьма туманно. Это инвестиции в основной капитал. Только они последние десять лет падали, с чего вдруг расти начнут? Драйвером роста названа и обрабатывающая промышленность. А давайте посмотрим вокруг. Где она, эта промышленность? Она убита и похоронена. Развалины некогда мощных предприятий по всей стране служат немым укором губительному курсу руководства страны. Ну и что может вырасти на этих развалинах? Но и ФНБ не служит драйвером роста. Только около 90 млрд планируется взять их ФНБ для покрытия дефицита бюджета. Остальное – за счёт тотального недофинансирования, роста налогов и наращивания долга. Ликвидных средств в ФНБ около 9 трл рублей. Кстати, в 2020 г. за счет курсовой разницы и переоценки активов размер ФНБ увеличится почти на 1,7 трлн.руб. Деньги в стране есть. Их надо не проедать, а вкладывать в науку и образование, здравоохранение, промышленное и сельскохозяйственное производство. Тогда и получим отдачу в виде увеличения налогооблагаемой базы. А сидеть и чахнуть над златом много ума не надо. Деньги должны работать, причем в нашей стране, а не в чужих странах, вложенные в их облигации.

– Наблюдала неоднократно. Фракция КПРФвносит какой-то законопроект -думское большинство его отклоняет. Через некоторое время единороссы выходят с аналогичным проектом, который выдают за свой, и его, конечно, принимают. В порядочном обществе за подобные вещи руки не подают, в определенных кругах могут и по физиономии надавать. А как у вас в Госдуме складывается общения с такими вот “приватизаторами” чужих идей?

– Вот один пример. Мы с О.Н. Алимовой внесли законопроект о запрете никотиносодержащих смесей. Понятно, наш закон не стали рассматривать, зато внесли свой, почти такой же. Его и приняли. Но в нынешней ситуации, когда в Думе настоящее засилье единороссов, мы не в обиде. Потому что, если бы мы не подготовили и не внесли наш закон, они бы не приняли свой. И дети продолжали бы травиться никотином. Сейчас вот мы занимаемся проблемами малой авиации. Мы внесли два законопроекта. Заставили напрячься Минтранс, Росавиацию и Комитет по транспорту Госдумы. В ответ на наш закон они выпустили свои нормативные акты, которые отменяют нелепые запреты наавиаработы. Это только часть уступок, которые мы вместе с авиаторами вырвали у правительства, но работа продолжается. И мы заставим их возродить малую авиацию.

– Ваши прогнозы на предстоящие выборы в Госдуму? Могут они стать катализатором массового народного протеста против действующей власти?

– Прогнозы – дело неблагодарное. В обществе сильны протестные настроения. Недаром единороссы на выборах стесняются своей партии, идут самовыдвижением. Государственная Дума 7-го созыва оказалась самой реакционной. Большинство антинародных законов были приняты именно в этом созыве. И еще не раз в адрес этой Думы будут лететь проклятия народа. Народный протест в данном случае может быть двух видов. Активный протест, когда все люди придут на выборы и сметут к чертовой бабушке правящую партию вместе с ее правительством и президентом. А может быть и по- другому. Когда, разуверившись во всем, люди не пойдут голосовать. Такой протест будет настоящим подарком для правящей партии. Раздолье для рисования любых результатов. Выборы – это сегодня единственный способ заставить власть уважать свой народ.

– С интересом прослушала ваше выступление на круглом столе для женщин-предпринимателей, организованном ВЖС-Надежда России. Поддерживаю Вашу позицию о неверном шаге в части отмены с 1 января 2021г. Единого налога на вмененный доход., ведь это удар не только по очень-очень малому бизнесу, но и по муниципальным бюджетам, в которые он (налог) поступает в полном объеме. Рассматриваются ли варианты сохранения этого спецрежима при введении ряда критериев или приговор окончательный и бесповоротный?

– Нет, правительство не идет на уступку. Вообще, когда во главе правительства стоит налоговик, главная его задача на новой работе остается прежней- собрать как можно больше налогов. Поэтому наиболее комфортный режим для МСП предлагается заменять другими, более сложными в администрировании. Это УСН и Патент. Я уже посмотрела последствия такого шага для муниципалитетов. Города получат громадную дыру в бюджетах. Закрыть ее увеличением процентного соотношения между городским и областным бюджетом по другим налоговым режимам будет сложно. Региональные бюджеты сплошь дефицитны, у них тоже каждая копейка на счету.

– Спрашиваю Вас как муниципальный депутат. Выходим на обсуждение бюджета, как правило, с дефицитом и призрачными надеждами на то, сколько сможем получить из бюджетов всех уровней на сносное существование. Вносим изменения в бюджет практически ежемесячно, в зависимости от щедрот. Считаю такую практику порочной, но иного выхода пока нет. Каковы по-вашему надежды на изменение межбюджетных отношений? Или муниципалитеты и депутатский корпус окончательно превратятся в статистов?

– Со сложившимся уровнем федерализма трудно рассчитывать на самостоятельность. Выстроена такая вертикаль власти, которая замыкает все на одном человеке. У кого влияния и полномочий больше – у президента или Федерального Собрания? Ответ очевиден. Даже для президентской республики такие полномочия зашкаливают за все разумные нормы. Такая же ситуация с губернаторами и законодательными собраниями, местными органами представительной власти и главами районов. Исполнительная власть в нашей стране намного выше представительной. А это абсолютно неправильно. Попробуйте принять в Госдуме закон, не поддерживаемый правительством. Никогда не будет принят. Так и на других уровнях. Эта система олигархической власти все делает только для самосохранения, сильные представительные органы ей не нужны. При существующей системе ждать изменений в межбюджетных отношениях не приходится. Чтобы этого добиться, надо изменить саму власть. На выборах.

Беседу вела О. Лубкова